Новогодняя елка. В чём символизм?

Новогодняя елка. В чём символизм?

За что срубили елочку? Или: потерянная память

С девочкой 3-х лет обсуждают тему приближающегося Нового года, ну и сопутствующих этому мероприятий.
Мама: “А кто приходит под Новый год? С подарками.”
Девочка: “Дед молоз!”
Мама: “Замечательно. А еще кто с ним приходит?”
Девочка: “….”
Мама: “Ну ты же знаешь! Вспомни! Такая, с косой.”
Девочка: “… Шмелть?”

Наверное, практически каждый человек глубоко уверен в том, что Новый год – праздник весёлый. Ведь почти в каждом окне горят разноцветными огоньками нарядные ёлки, Дедушка Мороз приходит порадовать детишек подарками, а его визита ждут с нетерпением. Но, оказывается, не всё так просто с этими старыми и всеми любимыми ритуалами.

Например, новогодняя ёлка, которую практически каждая семья устанавливает у себя дома.

Откуда вообще пошла эта «традиция»? Что она означает и означала когда-то?

Ну, что же, дорогой Читатель, попробуем поразмышлять и поискать ответы на эти вопросы.

Заглянем для начала в Википедию:

«Традиция встречи нового года 1 января начинается в Петровскую эпоху. Историки отмечают, что наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев в России впервые было назначено царским указом к 1 января 1700 года…
По царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова…

В этом указе давались также указания по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось каждому «хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день»…

Москва праздновала новый год по царскому указу неделю. Город украсили можжевеловыми, еловыми и сосновыми ветвями. В Кремле перед Успенским собором, где проходил торжественный новогодний молебен, под барабанный бой выстроились войска с распущенными знамёнами. На Красной площади устроили «огненную потеху», раздавали народу «царское угощение» и по ночам жгли костры…

Словом «ёлка» в России обозначаются и принесённое в дом вечнозелёное дерево, и праздник. Ёлка, в украшенном виде, олицетворяет «неувядающую благость», неумирающую природу, это — «рождественское дерево», калька с немецкого Weihnachtsbaum. Второе значение этого слова — сочельник, по-немецки Weihnachtsabend – день ёлки, праздник этого дерева, танцы и игры вокруг него…»

Отметим еще одну деталь в информации, данной в Википедии:

«…В России всенародно и широко праздновались святки: праздничные дни, длящиеся от праздника Рождества до праздника Крещения, включавшие в себя «разрешение на вся»: на колядование со звездой, на гаданья, на «переряженье», на саночные катанья, на маскарады, на пиры. С 24 декабря до 6 января в России ставили балаганы, карусели; в XIX веке устраивались катки, украшенные иногда ледяными дворцами; цирк-зверинец, лотереи, проводились пантомимы, игрались спектакли, танцевальные вечера, играли оркестры, жглись фейерверки. Дни 31 декабря и 1 января в этот праздничный ряд неизбежно попадали…» – отложим в памяти…

И вернемся к поиску ответов.

Weihnachtsbaum — что это?

А вот что:

На территории Германии ель во времена «язычества» была особо почитаемой и отождествлялась с Мировым деревом. Среди германских народов издавна существовал обычай 25 декабря (по-современному календарю) идти в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными ленточками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды.

Заметьте: украшали живое! дерево, как символ неумирающей природы.

После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали “использовать” в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах в сочельник (канун Рождества Христова, 24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева – Weihnachtsbaum.

Вспомним и предысторию:

…Многочисленные церковные соборы прилагали исключительные усилия, дабы искоренить поклонение деревьям и рощам. Жизнеописания святых имеются в изобилии. Они повествуют о “деяниях святых миссионеров”, которые отправлялись обращать народы Галлии, Британских островов или Германии, придавая первостепенное значение среди прочих своих подвигов уничтожению боготворимых деревьев, вина которых в их глазах была заключена в том, что они внушают окрестному населению почтение куда большее, чем часовня новоявленных святых. Для св. Мартина в Галлии и св. Бонифация в Германии дело уничтожения деревьев воистину превратилось в профессию…( Журнал «Мифы и магия индоевропейцев», вып 8. -М.: Менеджер, 1999, статья «Иггдрасиль – ось жизни древних народов»).

При завоевании нордических языческих стран наипервейшей задачей христиан, обнаруживших отсутствие традиционных храмов, стало уничтожение этих деревьев и рощ, которые, по их представлениям, составляли сущность язычества. И христиане принялись ожесточенно уничтожать зеленых гигантов. … Монахи, святые, миссионеры рубили их беспощадно”. J.LeGoff. La Civilisation de l’Occident médiéval. Paris, 1967.

Считается, что Мартин Лютер, (реформатор католической церкви (1483-1546 г.г.)), пораженный красотой сверкающих в лунном свете белоснежных елей в рождественский сочельник, срубил и установил в своем доме маленькую ёлочку, украшенную горящими свечами, как символ христианской вечной жизни и света христианской веры. Это был 1513 год. С этого момента в Сочельник, накануне рождественского богослужения, ёлки стали устанавливать сначала в протестантских кирхах, а затем и в католических соборах.

В то время украшение ели или вечнозелёной пихты в Германии было очень простым, но глубоко символичным, тесно связанным с обрядами католической церкви: вафли – облатки для причастия, яблоки – запретный плод, вкушение которого стало причиной изгнания первых людей, Адама и Евы, из Рая, свечи – свет Божественной веры.

На верхушке немцы размещали звезду, как знак Вифлеемской звезды, которая указывала путь пастухам к месту, где родился Иисус Христос.

Для справки:

Вифлеемская звезда стала еврейским символом лишь 29 августа 1897 года на I Всемирном сионистском конгрессе, проходившем в Базеле по инициативе Теодора Герцля, где и была создана Всемирная сионистская организация, принявшая звезду Давида официальной эмблемой.
А в том же индуизме, например, шестиконечная звезда (гексаграмма) – Символ Вишну, который олицетворяет вечное и беспредельное Пространство, восьмиконечная – Мандала Деви (состоит из восьми треугольников) – символ Логоса, как первого проявления. Восьмиконечная звезда – высший Дар.

Таким образом, пасторы немецких церквей ассимилировали славянскую святочную ель, создав множество легенд о ёлочке, младенце Христе и ангелах.

Вот так закончилась борьба против этих «боготворимых деревьев»

Некоторое количество упоминаний об отношении наших предков к рощам и деревьям мы можем найти и в нынешней литературе.

Вот что, например, пишет В. А. Шемшук:

«Возникший обычай рубить тотемное дерево Ель на Новый год, завезённый в Россию Петром I из Европы, идёт ещё с тех пор, когда кельты, воюя со славянами, стремились лишить их силы, поэтому и был придуман такой варварский обычай-наряжать умирающее дерево. Большего злодейства у предков, чем срубить Священное дерево, придумать было невозможно»

Священное Дерево

Что мы помним о Священных Деревьях? В частности, о Елях.

К сожалению, немного. И то, в основном из рассказов бабушек и дедушек, из примет и суеверий, из уже почти утраченных (не новогодних) традиций.

Например:

По воспоминаниям пожилых людей – раньше в деревнях при первом удое молоко процеживали через положенные крест-накрест еловые веточки, чтобы оно не испортилось; По еще широко известной многим некоторое время назад примете – «Вековую ель рубить нельзя – к неприятностям»; А по преданию, бытующему во Владимирской области и по сей день – домовой живет в большой сосновой или еловой ветке, подвешенной где-нибудь во дворе. По этому же преданию дети лесных духов лежат в люльках, висящих на Елях и соснах, а дети русалок – под Елью…

Ну, и, конечно, применение Ели в похоронной и поминальной обрядности – сразу вспоминаются разбросанные еловые ветки. В данном случае, ветки символизируют дерево, которое по поверьям является дорогой между разными мирами. То есть разбрасывая ветки, мы помогаем умершему не заблудиться и попасть в другой мир.

Ель для наших предков была символом, но не смерти, как нам рассказывают сегодня тут и там, а Жизни! Ведь ей не страшна сама Зима – время, когда всё вокруг «умирает» – даже зимой Ёлочка остается живой и зеленой! Отсюда и отношение к Ели, как к Дереву Памяти Предков – ведь то, о чем помнят, живо. Как живы и те, о ком мы помним.

И вот, дорогой Читатель, мы и подошли к самому главному вопросу – вопросу о Памяти!

Память – одно из важнейших свойств бытия. Любого бытия: материального, духовного, человеческого.

Возьмем, например, лист бумаги. Сожмем его и расправим. На нем останутся складки, и если мы сожмем его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью».

Для справки:

Именно на памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая в последнее время переворот в археологических исследованиях, – там, где находят древесину, – дендрохронология («дендрос» по-гречески «дерево»; дендрохронология – наука определять время дерева).

Птицы, например, обладают сложнейшими формами родовой памяти, позволяющими новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья – всегда одни и те же.

А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты.

Память – это преодоление времени, преодоление смерти!

В этом огромное нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность и бессовестность рождается отсутствием осознания того, что ничто не проходит бесследно. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется морально-нравственная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в нравственном климате Памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Человек, воспитанный в климате Памяти, пробудивший эту Память, обретает огромную внутреннюю силу. Он понимает свою ответственность за Жизнь и окружающий Мир и способен естественным образом проявлять сердечность и доброту.

Вот почему так важно не рубить на корню свою Память и не губить Дерево Памяти Предков – Ёлочку!

Хватит с нас уже этих «Кремлевских елок», от которых мороз по коже пробирает:

“На Соборную площадь Кремля
Увозили убитую ёлку.
Заживляла мучительно долго
Отсечённые корни земля.
Пня культю бинтовала метель.
Ночь-сиделка за лунным оконцем.
И кружились пластинкою кольца:
Память леса шумела про ель.
И ломая лучины лучей,
Солнце зимние дни разжигало.
А убитая ёлка сияла
В ритуальных огнях палачей.
И замёрзшие комья земли
Разбросав по весёлой Соборной,
Попрощаться с казнённою кроной
Отсечённые корни пришли.
И рванувшись по праздному злу,
По “безлюдью”, что ёлку отпело,
Страшный пень обезглавленным телом
Привалился к родному стволу.”

/Леонид Корнилов/

Хватит!.. В лесу родилась Ёлочка? Вот там пусть и растёт!

Прошло время лесоповалов – пришло время сажать Деревья! Пришло время вспоминать, дорогой Читатель, кто мы такие на самом деле. Время восстанавливать из руин свою историю. Время опомниться! И взять свою жизнь в свои руки!

источник: cont.ws/post/468263

Новогодняя елка. В чём символизм?

Источник

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here